Один из французских историков ХIX века заметил, что «историю Франции надо учить по романам Александра Дюма» (естественно, отца). Может, со временем станут говорить, что историю России можно изучать по фильмам режиссера Светланы Дружининой. Сначала мы узнали и полюбили ее как актрису. Соня Божко в фильме-дебюте «За витриной универмага», Лариса в «Дело было в Пенькове», Анфиса в «Девчатах», Мария в «Одиночестве» - это ее роли в кино. А фильмы «Исполнение желаний», «Сватовство гусара», «Дульсинея Тобосская», «Принцесса цирка» - ее самостоятельные режиссерские работы. В них много интересных находок, ярких сцен, праздничности, блеска. А уж когда она поставила знаменитые фильмы о гардемаринах, то навсегда закрепила за собой «титул» неисправимого романтика отечественного кино. Сериалу о гардемаринах были отданы несколько лет жизни, а поскольку Светлана Сергеевна во все, что делает, «вкладывается» целиком, то она просто не могла не «заболеть историей». То же случилось и с ее ближайшими друзьями-соратниками: оператором всех ее фильмов, а по «совместительству» почти сорок лет единственным и любимым супругом Анатолием Мукасеем и директором созданной ими киностудии «Сагиттариус» Галиной Мельник. Перечитав горы исторической литературы, дневники и переписку известных людей, государственные документы, они открыли для себя «неизвестную» историю России. Вот тогда-то Дружинина и решила исследовать средствами кино интереснейшую тему: «женщина и власть». Так родилась идея грандиозного 25-серийного проекта «Тайны дворцовых переворотов». ХVIII век в истории России называют веком дворцовых переворотов. После смерти императора Петра I вплоть до воцарения на престоле Екатерины Великой шла жестокая борьба за власть. Это было время взлета и падения могущественных фаворитов, нестрогих дворцовых моральных правил, интриг, загадочных смертей и заговоров. В результате которых свергались одни правители и ставились другие. «Отдайте все...» Так называется первая серия исторической эпопеи, в которой император российский Петр I умирает, успев вместо завещания оставить эту незаконченную фразу: «Отдайте все...» Никто не может отрицать заслуг царя-реформатора, чуть не насильно «втащившего» средневековую Русь в капитализм, как и того, что часто поступки его были неожиданны и противоречивы. Ему прощали безобразные кутежи, распутство, разных фавориток-иностранок (заспиртованная голова одной из них, казненной за измену, хранилась в Кунсткамере), даже то, что он приблизил к себе прошедшую не через одни руки «трофейную» «чухонскую девку» Марту Скавронскую, - сказывалась въевшаяся в кровь привычка не осуждать «помазанника божья». Но когда он совершил небывалый до него и не повторенный никем из державных потомков поступок - женился на простолюдинке-иноверке и возвел ее на престол, — богобоязненная Русь дрогнула: жди беды. Петра Великого в фильме играет замечательный актер Николай Караченцов, который, по признанию режиссера, не только внешне похож на венценосца, но и обладает таким же мощным взрывным темпераментом. Наплевав на законы Божьи и смело переделывая людские, Петр отменил в том числе и закон о престолонаследии, словно в наказание потомкам открыв широкий простор для интриг всесильных фаворитов и смертельной борьбы за власть. Кому же планировал его герой оставить свою державу, ради развития и укрепления которой он не жалел ни себя, ни других? На этот вопрос и пытается ответить Светлана Дружинина в первом фильме исторической эпопеи, который сейчас монтируется и, возможно, увидит свет в конце года. Век галантный, век кровавый Пожалуй, первое, что сразу и без возражений переняла власть имущая у Европы, была политика фаворитизма. Если раньше в царских любимчиках ходили сильные политические личности или просто удачливые интриганы, то со времени воцарения Екатерины I политика стала делаться в будуарах. Второй фильм сериала - «Завещание императрицы», съемки которого тоже завершены и переданы на монтаж, рассказывает о царствовании Екатерины. Играет ее роскошная красавица Наталья Егорова, для которой это уже второе после фильма Виталия Мельникова «Царевич Алексей» обращение к этой исторической личности. Бедной Екатерине - Марте не повезло: став по сути дела игрушкой или пешкой в руках мужчин, она не по своей воле прошла непростой путь от замужней женщины до наложницы нескольких сильных мира сего, в том числе и Александра Меншикова. Александр Данилович Меншиков, образ которого в фильме воплотил один из популярнейших современных актеров Сергей Шакуров, сыграл в ее судьбе роковую роль. «Уступив» Екатерину императору, после его смерти с помощью гвардейских штыков возвел ее на престол и на целых два года стал при ней полновластным правителем России. Екатерина завещала престол своим дочерям, но под жестким давлением светлейшего князя изменила завещание и назвала своим наследником внука Петра I (сына царевича Алексея). А вскоре после этого внезапно умерла. Чего добивался всесильный временщик? Исторической справедливости по отношению к сыну павшего жертвой интриг царевича Алексея? Как бы не так! Аппетиты его зашли столь далеко, что он решил выдать замуж за наследника престола свою старшую дочь Марию и через их потомков утвердиться на престоле. Но все вышло иначе: своими непомерными амбициями он погубил себя и свою семью. Обручив любимую дочь Марию (актриса Марина Майко) с одиннадцатилетним императором Петром II и став при нем правителем, он подписал себе приговор: дворянская оппозиция во главе с князьями Долгорукими свалила русского «Голиафа» и отправила с семьей доживать дни в холоде и нищете далекого Березова. Заложник интриг Какие чувства мог испытывать ребенок, на которого долгое время практически не обращали внимания, вдруг ставший в свои 11 лет императором и самодержцем? Конечно, прежде всего, ненависть, с которой рос эти годы, за то, что убили отца, лишили его и сестру нормального детства и того положения при дворе, которого они заслуживали по рождению. Тоску по доброте и ласке, которые нужны каждому ребенку. А он стал марионеткой, за веревочки которой дергали поочередно то Меншиков, то Долгорукие. В центре третьего фильма «Я - император» стоит трагическая судьба юного Петра II, роль которого сыграл московский школьник Дима Веркеенко. Надо сказать, что по какому-то мистическому совпадению этот фильм тоже преследует цепь трагических неудач: из-за нехватки средств, съемки несколько раз останавливались, и Дима оказался третьим исполнителем этой роли, потому что предыдущие двое за время вынужденного простоя быстро выросли. Были опасения, что из-за нехватки средств на продолжение съемки фильма и Дима успеет окончательно вырасти и возмужать. По счастью, Госкино выделило небольшую сумму, которая позволила отснять практически все сцены с участием юного артиста. Недавно киноэкспедиция вернулась из небольшого городка Кстова на Нижегородчине, где в оленьем заповеднике были досняты сцены царской охоты, начатые в Москве, в Битцевском парке. После свержения Меншикова его место возле юного правителя занял клан князей Долгоруких. Они тоже вынашивали идею женить императора на представительнице своего рода. И, конечно же, им было наплевать, что Петр влюблен в свою тетку Елизавету, старше его всего на шесть лет. Бедный ребенок, попав в руки бессердечных царедворцев, был полностью развращен: разнузданные кутежи под умелым «руководством» циника Ивана Долгорукого (артист Дмитрий Харатьян) привели к тому, что в свои годы он уже испытал больше, чем другой до самой старости. После одной из попоек к нему в постель «подложили» сестру Ивана, которую их отец Алексей Долгорукий (его играет Алексей Жарков) наметил в жены императору. Как ни страдала от этого ее мать (в исполнении Ларисы Лужиной), даже бросалась на мужа с кулаками, но дело было сделано, и честь дочери была принесена в угоду матримониальным замыслам. Но и Екатерине Долгорукой (актриса Марьяна Цареградская) так и не доведется взойти на российский престол, потому что Петр II неожиданно (?!) умрет. Ему было всего четырнадцать лет. Жестоким репрессиям будут подвергнуты Долгорукие, а Иван, несмотря на искреннее раскаяние, будет четвертован. Высокую цену Долгорукие, так же, как и в свое время Меншиковы, заплатили за попытки породниться с царями. Бироновщина Под этим названием вошло в историю десятилетнее правление племянницы Петра I Анны Иоанновны. За эти мрачные годы Россия в своем развитии была отброшена на несколько лет назад. Неужели этого не понимала сама царица, отдав временщику всю полноту и необузданность власти? Анна, в исполнении великолепной Нины Руслановой, видела то, что хотела видеть, и слышала то, что хотела слышать. Выданная замуж за захудалого курляндского правителя, чтобы не остаться в девках, и рано овдовевшая, она в 37 лет неожиданно для себя стала русской царицей и жадно старалась компенсировать годы, прожитые в забвении и благородной бедности с нелюбимым мужем. Бирон, роль которого исполнит Александр Лазарев-младший, в фильме не просто красив, а заставляет понять природу страсти к нему императрицы (по тем меркам уже стареющей) и даже в чем-то посочувствовать ей. Когда в 1740-м Анна Иоанновна умрет, Россия вздохнет с облегчением, а всесильный фаворит в одночасье станет жалким ссыльным. Но он все же доживет до того времени, когда взошедший на трон Петр III вернет его из ссылки. Своим преемником Анна Иоанновна, не имевшая прямых наследников, сделала малолетнего сына своей племянницы Анны Леопольдовны (А. Л. в юности играет актриса Е. Корикова). Под именем Ивана VII он будет объявлен российским императором, а его мать - правительницей. Всего-то год и доведется ей побыть на вершине власти, да и то только благодаря поддержке генерала-фельдмаршала графа Миниха. Когда гвардия посадит на престол дочь Петра I Елизавету, Анну Леопольдовну отправят в ссылку, где она и умрет, навсегда разлученная с сыном. Миних тоже окажется в ссылке, но вернется ко двору при Петре III. Бедный, бедный Иван Антонович! Судьба сыграла с ним злую шутку, подарив высокое происхождение и тем самым обрекая на жизнь в застенках в роли русской «Железной маски». Его будут бояться и Елизавета Петровна, которой всю жизнь придется доказывать свое право на престол отца, и Екатерина Великая, чьи права на трон были вообще более чем сомнительны. Умный, талантливый юноша, которому было всего 24 года, будет убит в Шлиссельбургской крепости при попытке поручика Мировича его освободить, а современники небезосновательно увидят в этом коварный план Екатерины - устранить ненавистного конкурента. В Елизавете Петровне (в молодости - актриса Екатерина Никитина, она же в зрелые годы - несравненная Наталья Гундарева) уживались безрассудство, нестрогость нравов, присущие тому времени, с мужским практическим умом, унаследованным от отца, и крайней набожностью. Всю жизнь она провела в метаниях между балами, «амурами» и молельной. В молодости она была так сильно влюблена в графа Бутурлина (актер Михаил Мамаев), что режиссер фильма Светлана Дружинина всех ее дальнейших «сердечных друзей» подобрала похожими на него и отдала их роли тому же Мамаеву. Разгадаем ли мы все «Тайны»? Первый блок киноэпопеи, состоящий из шести фильмов, должен завершиться смертью Петра II. О работе над следующими фильмами разговор пока даже не идет - закончить бы эти. Не имея достаточного финансирования, Светлана Дружинина тем не менее, остается верной своему творческому принципу: уважительному отношению к историческим реалиям. Как и «Гардемарины», новая кинолента снимается в подлинных дворцовых интерьерах Кускова и Петергофа, и герои одеты с придворным шиком того времени. Конечно, экономить приходится каждую копейку, пользоваться личным обаянием и дружескими связями режиссера, великодушием директоров музеев, которые пускают в святая святых бесплатно, пониманием военных, предоставляющих технику, добротой жителей тех мест, где проводились натурные съемки, в которых они снимались за чисто символическую плату. Об актерах фильма, в числе которых такое количество «звезд», хочется сказать особо: они практически снимаются «в долг», бросают остальные дела по призыву режиссера, когда появляется возможность продолжить работу. Они стали для Дружининой больше, чем коллегами по цеху. Они стали друзьями-единомышленниками. Увидим ли мы когда-нибудь полные «Тайны дворцовых переворотов»? Хочется надеяться. Надежда эта зиждется на таланте и упорстве режиссера и ее команды.
|